Здравствуйте, Гость Войти:
Бийский музей
им. В.В. Бианки

Иван Алексеевич Лосев

Кратко
28 мая 2020 г.

Среди солдатских судеб не мало таких, по которым можно писать книги или снимать художественные фильмы. Среди бийских ветеранов то же были люди с непростой судьбой. Один из них – Иван Алексеевич Лосев.

Про этого человека можно сказать, что он прошел огонь, воду и медные трубы. Порой просто диву даешься, каким испытаниям подвергся человек. И кажется, что после таких «приключений» он должен был надломиться, озлобиться на всех и вся. Однако, он сохранил человеческое достоинство, став для подрастающих поколений примером героизма, мужества и самопожертвования.

Иван Алексеевич родился в 1922 г. в с. Рогали Ордынского р-на Новосибирской области. Когда семья перебралась в г. Новосибирск много времени проводил в Новосибирском зоопарке, ухаживая за животными. Он и подумать не мог, что навыки обращения с животными ему очень сильно пригодятся в жизни и даже, в какой-то степени, повлияют на его судьбу.

В 1942 г. он был призван на военную службу и направлен в Центральную школу военного собаководства, где готовили собак и собаководов для противотанковых батальонов. Собаководы обучались метанию противотанковых гранат и бутылок с зажигательной смесью, стрельбе из противотанковых ружей и станковых пулеметов, саперному делу. Собак обучали подрыву танков (в боевых условиях на собаках закреплялся заряд взрывчатого вещества, приводившийся в действие после касания специальным рычагом о днище танка).

Летом 1942 г. на базе личного состава школы был сформирован 28-й отдельный отряд собак истребителей танков, имевший в своем составе две роты. В каждой роте было по три взвода. Каждый взвод имел на вооружении четыре противотанковых ружья, станковый пулемет и 28 собак-овчарок. В этот отряд был зачислен и красноармеец Иван Алексеевич Лосев, вожатый служебной собаки по кличке Рекс. В августе отряд направили в Сталинград, где складывалась критическая оперативная обстановка – немцы вышли к городу, для обороны которого катастрофически не хватало войск. По прибытии в Сталинград отряд придали 10-й стрелковой дивизии войск НКВД. Нужно отметить, что дивизия была одним из тех соединений, кому довелось вынести основную тяжесть уличных боев в городе в августе-сентябре 1942 г.
21 августа 1942 г. Иван Алексеевич получил боевое крещение, когда 28-й отряд вступил в первый бой, отражая попытку немецкой мотопехоты пробиться вглубь города. А потом был целый месяц тяжелых и упорных уличных боев. 20 сентября, при отражении очередной атаки танков и пехоты противника в районе железнодорожного моста около станции Сталинград, Иван Алексеевич подбил своей собакой вражеский танк. Когда появился второй танк, броском гранаты перебил ему гусеницу, а при попытке уничтожить этот танк был сильно контужен разорвавшимся рядом снарядом и попал в плен. В отряде его посчитали убитым. За проявленный героизм приказом по Сталинградскому фронту № 65/н от 28 октября 1942 г. Ивана Алексеевича наградили орденом Красного Знамени. Посмертно. В 1943 г. родные получили извещение о его гибели...

Пройдя ряд промежуточных лагерей военнопленных на оккупированной территории Советского Союза, Иван Алексеевич был отправлен за рубеж. Содержался в лагерях в Германии, Франции, Югославии. Работал в каменоломнях и шахтах, на строительстве дорог. В 1943 г. был переведен в лагерь на территории Италии. Здесь совершил побег и сражался в одном из отрядов итальянского Сопротивления. А после освобождения Италии союзными американскими и английскими войсками задумался о возвращении на Родину. Но подвернулся русский вербовщик, который стал рассказывать, что бывших военнопленных в Союзе отправляют в лагеря на 10 лет, и предложил поехать на работу на Берег Слоновой Кости. Так Иван Алексеевич оказался в Африке. Но мысли о родной земле и о близких не давали ему покоя. Перебрался в Египет, затем в Иран, где стояли советские войска, а оттуда уже в Советский Союз, в Баку. Прошел проверку и вернулся домой. А вскоре, по обвинению в шпионаже, был арестован, осужден и попал уже в советский лагерь, из которого освободился после смерти Сталина по амнистии. Поселился в Бийске и до пенсии проработал в АТП-2. А тот самый орден Красного Знамени нашел своего героя только в конце 70-х…

Ярославцев Константин Владимирович
Ст. научный сотрудник, Исторический отдел