Здравствуйте, Гость Войти:
Бийский музей
им. В.В. Бианки

Выставка из фондов музея «А нам нужна одна Победа…»

Кратко
2020 г. — 2020 г.

ВЫСТАВКА ЖИВОПИСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗ ФОНДОВ БИЙСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Представляем Вашему вниманию картины известных советских художников из фондов музея, посвященные событиям Великой Отечественной войны. Произведения этих художников были переданы Художественным фондом г. Москвы нашему музею в 1967 году. Также представлены произведения художников Бийска на тему войны, преданные с персональных выставок в дар музею.

Межберг Лев Леонидович (1933-2007)

«Одесса – сорок первый» 

1965г., х.м., размер 180х230 см

Лев Леонидович Межберг родился 24 августа 1933 года в Одессе, закончил знаменитую «грековку», писал картины, участвовал в выставках, был отмечен в составе "шести лучших молодых художников Советского Союза", выставка работ которых экспонировалась по всем городам Европы. Остальные 30 с лишним лет жил в США, Франции, Израиле, России, Италии.
Вероятно, творчество Льва Межберга можно отнести к какой-то разновидности экспрессионизма. Художник предпочитает мягкие, жемчужные цвета, полутона, рассеянные лучи, мягкие очертания. Его пейзажи словно подернуты дымкой воспоминаний. Ничего острого, конкретного, режущего глаз. Фирменным знаком Межберга стал его мазок - выпуклый, рельефный. Профессиональный рецепт художник хранил в тайне, но известно, что он смешивал краски с воском. Именно эта неровная, как бы необработанная, словно подернутая пеплом поверхность таит особое очарование. В картинах художника мало предметов и много воздуха и света.
Сегодня работы Льва Межберга хранятся в музеях по всему миру, во многих частных коллекциях. С 1967 года работа «Одесса – сорок первый» хранится в фондах Бийского краеведческого музея.

Тегин Дмитрий Капитонович (1914-1988)

«В годы войны»

х.м., 180 х 250 см

Тегин Дмитрий Капитонович (1914-1988гг.) - живописец. Последователь соцреалистического метода, автор жанровых сцен, портретов, пейзажей, талантливый колорист. Родился 6 февраля 1914г. в Иваново-Вознесенске. Учился в Ярославском художественном техникуме (1931–1935гг). В 1942г. закончил Московский художественный институт им. Сурикова. Во время войны вместе с другими студентами-дипломниками Суриковского института жил в эвакуации в Самарканде, где создал ряд этнографических работ. Член Союза художников СССР с 1945г. После войны работал в Москве. Автор жанровых сцен, портретов, пейзажей. Персональные выставки (1946, 1947, 1950гг.) в Москве. В составе бригады Б. Иогансона участвовал в создании картины «Речь Ленина на III съезде комсомола» (1950г., Государственная Третьяковская Галерея). Лауреат Сталинской премии (1951г.). Лауреат Государственной премии СССР, доцент. Работы Тегина хранятся во многих художественных музеях страны, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, галереи «Меларус АРТ», а также в частных и корпоративных коллекциях в России и за границей.

Нечитайло Василий Кириллович (1915-1980)

«Маршал бронетанковых войск Герой Советского Союза П.А.Ротмистров" 

1965г., х., м., размер 130х100 см

Василий Кириллович Нечитайло, народный художник, член-корреспондент Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии им.И.Е.Репина, родился в селе Воронцово-Николаевском Ростовской области. В 1931 году поступает на оформительское отделение Краснодарского художественно-педагогического техникума. Окончив учебу, Нечитайло в числе лучших выпускников премируется двухнедельной поездкой в Москву. Эта поездка и определила судьбу молодого Василия Нечитайло.

Познакомившись с художественной жизнью столицы, участвуя в творческих встречах молодежи с такими известными художниками, как Г.М.Шегаль и И.И.Машков, Нечитайло решил продолжить художественное образование и в том же году поступил на подготовительное отделение Московского института изобразительных искусств, а в следующем, 1936 году набиравший группу студентов С.В.Герасимов принял его в свою мастерскую сразу на второй курс.

Учеба в институте шла успешно до июля 1941 года, когда Нечитайло добровольно вступает в 18-ю дивизию Народного ополчения. Зимой 1941 года по решению правительства институт эвакуируется в Самарканд, и бывшие студенты-дипломники приказом отзываются с фронта для завершения образования. Вновь на фронт Нечитайло попадает уже в 1944 году.

С войсками Украинского фронта он идет на Запад через разоренные земли Украины, через Венгрию и Румынию, и везде живые впечатления художника воплощаются в эскизы, наброски и рисунки, ставшие впоследствии материалом для многих его картин ("Кубанские казаки в Румынии", "В партизанский отряд" и др.).

Пятидесятые, послевоенные, годы были для Нечитайло наиболее плодотворным творческим периодом. В это время формируется и окончательно утверждается народная тема его живописи, определяется основной на все последующее десятилетие жанр — психологический портрет, часто с элементами жанровой картины. 

Тяготение к героической масштабности, характеризующее советское изобразительное искусство 1960-х годов, нашло отражение в творчестве и авторских поисках Нечитайло. Работая в традиционной для советской послевоенной живописи "герасимовской" манере, художник создает ряд монументальных тематических полотен. Первые из них - "На Красной площади" (1961-64) и "Хлеб Родине" (1964-67). Границы того или иного жанра никогда не являлись непререкаемыми для Нечитайло, об этом говорят все его картины. Взаимопроникаемость в них портрета, героико-патриотической темы и жанровой картины давала художнику возможность создавать произведения оригинальные и монолитные при всей их формальной свободе. Эта смелость в разрешении сложных и многообразных творческих задач, искренняя увлеченность делом, жажда эксперимента и верность традициям - все это взятое вместе слагает портрет художника, дает представление о нем как мастере, оставившем заметный след в истории советского искусства.

Корнеев Борис Васильевич (1922-1973)

«Ледовая трасса. Ладога 23 апреля 1942 г.» 

1964г., х.,м., размер 160х200 см

Корнеев Борис Васильевич - русский, советский художник. В 1938 году Борис Корнеев поступил в Ленинградское художественно-педагогическое училище, которое окончил уже после Великой Отечественной войны. В 1942—1945 годах находился в действующей армии. В составе 749-го стрелкового полка участвовал в прорыве блокады Ленинграда, в освобождении Прибалтики, Карелии, Польши, Чехословакии, в форсировании Вислы, Одера, Нарвы. Награждён Орденом Славы третьей степени, орденом «Знак Почёта», медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», «За освобождение Праги».

После демобилизации окончил ЛХПУ и в 1946 году был принят на живописное отделение ЛИЖСА им.И.Е.Репина. Занимался у Бориса Фогеля, Семёна Абугова, Глеба Павловского, Виктора Орешникова, Юрия Непринцева, Андрея Мыльникова.

С 1954 года - участник всесоюзных и международных выставок. Ведущими жанрами в творчестве Корнеева стали тематические картины и портреты современников. Творческую манеру отличает выраженная лирическая окраска, стремление к простоте сюжетной линии, монументальность формы, лаконичная цветовая гамма. Ясная конструктивная композиция строится на выразительном силуэте. Колорит сдержанный, основан на звучных светотеневых контрастах и выдержан преимущественно в холодных тонах.

Произведения Бориса Корнеева находятся в Русском музее, в многочисленных художественных музеях и частных собраниях России, США, Японии, Великобритании, Франции и других странах.

Максимов Константин Мефодьевич (1913-1994)

«Юрий Смирнов»

х.,м., размер 275х160 см

Родился Константин Мефодьевич в семье служащего в поселке Шатрово Ивановской области. В 1930-1935 годах учился в Ивановском художественном техникуме. Известные московские художники, приехавшие в Иваново, рекомендовали Максимова для продолжения образования в Московский художественный институт, где он занимался в мастерской Г. Г.Ряжского. К осени 1941 года было принято решение об эвакуации Московского художественного института в Самарканд. Здесь Максимов стал очевидцем проводов узбекской дивизии на фронт, страстной речи почтенного аксакала и клятвы верности, данной молодыми бойцами. Это событие, как и другие впечатления той поры, легли в основу дипломной картины «Проводы дивизии» (1943). Хотя она выполнялась в неприспособленном, темном помещении, художник показал себя в ней одаренным колористом и глубоким психологом. В работе над холстом ему помогли многочисленные этюды с натуры, носившие пленэрный характер. Те из них, которые сохранились в мастерской Максимова, и сейчас привлекают внимание тонкой передачей световоздушной среды, чистотой тона, звучными сочетаниями цветов, что придает красочному слою внутреннее свечение, своеобразную яркость. При этом автор тщательно избегал какой-либо пестроты, бравурности палитры.

В Самарканде Максимов обучался вместе с В.К.Нечитайло, В.Г.Цыплаковым, Ю.П.Кугачом, С.И.Дудником, с которыми его и в дальнейшем связывали близкие товарищеские и творческие отношения. В начале 1943 года художественный институт возвратился в столицу, где в апреле состоялась выставка дипломных произведений, показанных затем на выставке, посвященной 25-летию Ленинского комсомола.

По возвращении в Москву Максимов включился в поездки художников по местам сражений. Творческие командировки в прифронтовые районы помогали во всей масштабности ощутить эпопею Великой Отечественной войны, глубже проникнуть в характер и смысл всенародного подвига. Впечатления тех лет оказали благотворное воздействие на все последующие образные поиски художника, став своего рода их нравственным камертоном.

В конце 1944 года в Москве в Центральном Доме работников искусств состоялась выставка «Путевые зарисовки московских художников. По местам исторических битв Красной Армии». Она была отмечена газетой «Советское искусство», назвавшей среди лучших произведений работы Максимова. С 1945 года Максимов преподает в Московском художественном институте, а в 1954 году получает звание профессора.

Козлов Тимофей Павлович (1911-2001)

«Отгремела война» 

1967г., х.,м., размер 105х211 см

Козлов Тимофей Павлович родился в д. Романовка Новосибирской области. В начале 1920-х гг. семья переехала в Омскую область. Учился в Омском художественно-педагогическом училище (1929-1932), в Одесском художественном институте (1933-1937). Работал преподавателем рисунка и живописи в Омском художественно-педагогическом училище (1932-1933, 1937-1940). Участник создания и первый председатель правления Омской организации Союза советских художников (1939-1943), директор Омского художественного училища (1940-1941). В годы Великой Отечественной войны возглавил творческую мастерскую по выпуску агитационных плакатов «Окна ТАСС» и «Окна ОмСХ» (1941-1943). Уполномоченный Художественного фонда СССР по Омской области (1943-1948). Работал художником в кооперативном товариществе «Художник» Омского отделения Художественного фонда СССР (1943-1971), с 1950 – руководитель изостудии рабочей молодежи завода К.Е.Ворошилова. Участвовал в организации детской художественной школы №1 г.Омска (1965). Участник персональных, областных, зональных, республиканских, всесоюзных, зарубежных, групповых, тематических выставок с 1939 г. Основные произведения: «Приезд красноармейца в родное село» (1939), «У карты Великой Отечественной войны» (1946), «Юные художники» (1956), «Омские ковровщицы» (1958), «Ленин и Крупская в Шушенском» (1961), «Тобольск» (1968), «Праздник Октября» (1976), «Художники. Групповой портрет омских художников» (1983), «Натюрморт с кистями» (1984), «Автопортрет» (1986), цикл «Времена года» (1990) и другие работы. Произведения находятся в музеях Омска, Воркуты, Новосибирска, Ульяновска, Саранска. Член Союза художников СССР (1939). Заслуженный художник РСФСР (1981). Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Малышев Алексей Павлович (1922-2004)

«Портрет участника ВОВ Н. И. Бондарь-Ширяевой»

х., м., размер 90х75 см

Алексей Павлович Малышев родился в 1922 году и, как многие его сверстники, стал участником ВОВ. Война застала будущего живописца на четвертом курсе Пермского художественного училища. В 1941 году младший лейтенант Малышев был направлен на фронт командиром огневого взвода минометного дивизиона, а закончил войну 9 мая 1945 года в Латвии начальником разведки. Был награжден двумя орденами Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне». После демобилизации из армии Алексей Павлович закончил живописное отделение Харьковского художественного института.

С 1974 года А.П.Малышев жил в Бийске. Член Союза художников СССР, затем заслуженный художник России, участник более ста выставок разного уровня — международных, всесоюзных, республиканских, зональных, краевых - талантливый живописец до прошлого года, до своей болезни, поражал окружающих творческой энергией. 

Художником созданы галереи знаменитых бийчан, постепенно уходят от нас герои и участники Великой Отечественной, почетные граждане города, герои труда, ветераны и передовики производства, но живые, реальные приметы их облика, честно и бережно воспроизведенные на холсте А.П.Малышевым, сохранятся для будущих поколений бийчан. Художник подчеркивает спокойное достоинство, душевную ясность, твердую волю как главные человеческие качества своих героев. В «почетной» серии Алексей Павлович сумел найти равновесие между живыми характерами, индивидуальными чертами изображенных и требованиями формы большого парадного портрета, создать положительный образ героя своего времени, достойным уважения и подражания.

Выстроенные длинный, необозримый ряд портретные образы мастера-живописца несут в себе дух времени, минувшей советской эпохи, неповторимую интонацию отечественной истории XX века.
На портрете изображена Нина Ильинична Бондарь - советский офицер-танкист. В 1955 году она вышла замуж и взяла фамилию мужа - Ширяева. Принимала участие в Великой Отечественной войне. Во время войны командовала танком Т-34 в составе 237-й танковой бригады. За свои фронтовые успехи была награждена орденом Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степени. Единственная женщина-танкист с Алтая. Отважная танкистка, несмотря на все свои ранения, прожила долгую и счастливую жизнь, скончалась 13 апреля 2013 года в городе Бийске в возрасте 90 лет.

Непомнящих Владимир Евстигнеевич (1928–1995)

«За хлебом»

х., м., размер 68х95 см

1928 года рождения, окончил в 1957 году Пензенское художественное училище им.К.А.Савицкого. Работал в Бийском педагогическом училище на художественно-графическом отделении преподавателем с 1966 года. Принимал участие в художественных выставках. Работал в жанре портрета, пейзажа, занимался скульптурой.

Хвостенко Виктор Михайлович (1948)

«Письмо из сорок первого. Политрук»

х., м., размер 120х160 см

Родился 18 февраля 1948 года в г. Омске. В 1970 году окончил художественно-графическое отделение Бийского педагогического училища, в 2002 году – художественно-графический факультет Бийского педагогического университета. С 2003 года – директор «Детской школы искусств №4». Участник городских, краевых, зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставок. 

Член Союза художников России с 1980 года.

Виктор Хвостенко художник-график, работает в области станковой графики, любимая техника – офорт и литография.

Большая часть листов В.Хвостенко посвящена теме детства, восприятию детьми окружающего мира и их жизни в этом взрослом мире. Все это отражено в сериях работ «Дети и спорт», «Дети и школа», «Аэропорт», «Телефонные разговоры».

Хвостенко проявил себя как серьезный художник-карикатурист. Он сотрудничал с сатирическими журналами «Крокодил», «Перец», «Чаян» в 1986-88 гг., а также его карикатуры и юмористические рисунки печатались в местных газетах «Бийский рабочий» и «Алтайская правда».

Художник работает также в области книжной графики. Им оформлены книги писателей и поэтов Алтая и Сибири.

Бралгин Юрий Егорович (1939)

«Цветы войны»

х., темпера, размер 108х108 см

Родился 25 июня 1939 года в с. Мармыши Романовского района Алтайского края. В 1958 году окончил Романовскую среднюю школу и был призван служить на Тихоокеанский флот. С 1962 по 1967 год учился в Дальневосточном институте искусств на Художественном факультете. С 1967 года по 1973 работал на Бийском олеумном заводе. 

В 1975 году был принят в Союз художников СССР. В 1994 году было присвоено звание «Заслуженный художник РФ».

Участник городских краевых региональных республиканских всесоюзных и зарубежных выставок.
С 1989 по 2019 год состоялись персональные выставки художника в гг. Москве, Томске, Новосибирске, Барнауле, Горно-Алтайске и Бийске. 

Работы художника находятся в музеях Бийска, Барнаула, Г.-Алтайска, Кемерова, Новосибирска, Искитима, Томска, а также в частных коллекциях за рубежом: Англии, Южной Корее, Испании, Америке, Германии, Финляндии, Японии.

Юрий Егорович Бралгин живописец и график. Работает в разных жанрах, чаще всего обращается к сюжетно-тематической картине. Основная тема творчества художника Горный Алтай, жизнь, быт и традиции его народа. Художник работает в технике темперной и масленой живописи, причем плоскостью для изображения может быть не только холст, но и камень, ковролин, овечья шкура.
Произведения Ю.Бралгина эмоциональны, повествовательны. Главное для художника не столько прямое изображение конкретного видимого события, сколько воплощения светлого, доброго, благоговейного чувства, создание поэтического образа. 

Яркая особенность живописи и графики Юрия Егоровича проявляется в первую очередь в поисках эмоциональной одухотворенности мотива и наиболее отвечающих этой цели художественных средств: спокойной, гармоничной организации плоскости, подчеркнутой ритмичности композиции, цвета, линии, обобщенности силуэтного рисунка, чёткой пластики формы.

Работы Ю.Бралгина подкупают наивно-радостным чувством полноты бытия, счастливой гармонии с миром, природой. В них словно разлито светлое жизнеощущение, которое трогает душу зрителя.