Здравствуйте, Гость Войти:
Бийский музей
им. В.В. Бианки

Архитектор-художник К.К.Лыгин

Кратко

Об историческом центре Бийска, его уникальных архитектурных памятниках написано немало. За талантливым произведением архитектуры - всегда незаурядная личность. Среди архитекторов, строивших город в начале ХХ века, выдающийся сибирский зодчий - Константин Константинович Лыгин.

Своим творчеством он внес выдающийся вклад в становление и развитие Сибирской архитектурной школы.

Родился будущий зодчий на Украине в г.Кременчуге Полтавской губернии в 1854 году. В шестнадцать лет он успешно сдает вступительные экзамены в Императорскую Академию Художеств на архитектурное отделение. Студенческие работы Лыгина отличались высоким качеством. 22 октября 1877 года он награжден Советом Академии серебряной медалью 2-го достоинства за архитектурную программу: “Проект деревянной лютеранской церкви”, в 1878 году за курсовые работы получены им серебряные медали 1-го и 2-го достоинства, а также большая поощрительная золотая медаль 2-го достоинства за программу: “Проект музея для художественно-ремесленных произведений, со школою при нем”. 30 октября 1879 года заканчивается девятилетнее пребывание К.К.Лыгина в стенах Академии. За программу: “Инвалидный дом на 1000 человек нижних чинов и 50 офицеров” ему присваивается высшая квалификация - звание классного художника I степени.

Свою творческую деятельность он начинает в Петербурге в качестве помощника у профессора В.А.Шретера. Известно, что молодой архитектор, стремящийся быстро набраться проектного и строительного опыта, сотрудничает также с академиком архитектуры А.Л.Гуном и архитектором П.П.Шруйбером. Несомненно, К.Лыгин испытывал сильное влияние своих первых профессиональных наставников и в студенческие, и первые годы самостоятельной работы. Под влиянием архитектора Гуна, работавшего в те годы в “русском стиле”, К.Лыгин в стенах Академии выполнил очень изящные проекты деревянных загородных домов, которые впервые были опубликованы в профессиональной печати.

Уже на первом году самостоятельной работы молодой архитектор блестяще выигрывает конкурс на проект торгового пассажа Александрова в Казани, разрабатывает рабочие чертежи и осуществляет творческое руководство на строительстве.

Так случилось, что с этим заданием Ваш покорный слуга знаком с раннего детства. В 50-60-е годы здесь был, по нынешним понятиям, универмаг, а в цокольном этаже, выходящим на “Черное озеро”, детский кинотеатр “Пионер”. До сих пор перед глазами чудный стеклянный пол “Пассажа”, гулкое эхо голосов под стеклянными сводами и невероятно красивые атланты и кариатиды, подпирающие многочисленные эркеры и балконы этого чудного дома. Подходя к нему, мы всегда задирали голову и с напряженным любопытством ждали, когда на угловой башенке начнется бой часов... Они, конечно, уже не работали, но почему-то очень верилось, что вот именно сейчас они пойдут и улица наполнится малиновым звоном. Мы с сестрой каждый день просили бабушку: “Пойдем сегодня в “Пассаж”! Манил туда не только уютный зальчик “Пионера”. Внутри “Пассажа” нас всегда охватывало какое-то таинственное чувство причастности к чему-то очень значительному и важному. Конечно же, мы не понимали истинных причин всего происходящего, но сегодня-то ясно, что может быть впервые на нас действовала и сильно действовала архитектура. Вот такие детские впечатления.

С профессиональной точки зрения поразительно другое. Как мог 26-летний архитектор создать этот шедевр, являющийся одним из самых любимых и чтимых горожанами памятников казанской старины? На память сразу приходит и собственный проектный опыт, да и возможности сегодняшних молодых архитекторов... 

А вот еще одна характеристика пассажа Александрова: “Здание было построено в измельченных эклектических формах “европейского ренессанса”, на низкопадающем рельефе с угловой закругленной частью, завершенной куполом с круглыми люкарнами, декорированными барочными волютами. “Роскошь” декоративного убранства фасадов, как внешних, так и внутренних, снивелировала образную выразительность здания и сделала его рядовым сооружением, несмотря на его крупные размеры. Но, видимо, это здание принесло автору, в творческом плане, удовлетворение, и он повторил его композицию в других сооружениях торгового типа. Это на профессиональном языке называется архитектуроведческий анализ сооружения... по фотографии. Оставим на совести ученых и суровое осуждение эклектичности пассажа и оценку здания, как рядового, в одном они совершенно правы. Не сомневаюсь, что Лыгин получил истинное удовлетворение от огромной и прекрасной своей первой крупной работы. Могу лишь добавить, что сегодня это здание является памятником архитектуры республиканского значения (оценку архитектурных качеств делали тоже ученые!), а реставрация его поручена финской строительной фирме. Не сомневаюсь, что авторский замысел они сохранят и восстановят. Впрочем, каждый имеет право на свою точку зрения. Читателям могу лишь пожелать - приезжайте в Казань, спросите первого прохожего, как пройти к “Пассажу”? Не пожалеете!

В том же 1880 году Лыгин проектирует дом страхового общества в Петербурге, принимает участие в конкурсе на проект ратуши в Риге.

По рекомендации В.А.Шретера в 1881 году самарский купец Субботин поручает авторский надзор по строительству своего особняка 27-летнему Константину Лыгину. Конкурсный проект на особняк Субботина выиграл В.А.Шретер, он же сделал проект, но в 1882 году его назначают главным архитектором императорских театров, он с головой уходит в строительство Мариинского театра в Петербурге, а Лыгин в это время строил рядом с Самарой, в Казани.

В жесте академика архитектуры Шретера нетрудно усмотреть большое доверие к молодому коллеге. И, кажется, он не ошибся.

Как писала газета “Самарский справочный листок” 13 августа 1882 года: “Дом Субботина обещает быть красивейшим зданием в Самаре. Архитектор, приглашенный Субботиным, ведет свое дело со знанием, толково, энергично, с художественным пониманием”. Прекрасная аттестация молодому зодчему!
Закончив два больших объекта в Казани и Самаре, К.К.Лыгин возвращается в Петербург и снова работает у В.А.Шретера. Однако он уже замечен. Первые творческие успехи молодого зодчего получают известность. В 1885 году крупнейший петербургский зодчий, профессор И.С.Китнер рекомендует Лыгина на государственную службу. Он поступает архитектором в Главную казарменную комиссию при Главном штабе. В стенах этого ведомства прошло 10 лет напряженной творческой жизни. В 1885-1890 гг. Лыгин проектирует и строит казармы в Петербурге и Сызрани. За постройку казарм, приказом по военному министерству, ему была объявлена “душевная благодарность” за полную и добросовестную деятельность в составе Сызранской строительной комиссии.

Одновременно он продолжает частную практику в Москве (проект трехэтажного жилого дома, 1885г.), Самаре (проект здания общественного музея и библиотеки).
В начале девяностых годов архитектор Лыгин трудится в Грузии. Здесь он строит военный городок (казармы, офицерские дома, манежи и другие сооружения) в Телави. Здесь же в 1891 году он делает проект 2-х классного Сацхенисского училища с сельскохозяйственным отделением. Его проекты публикуются в журнале “Зодчий”, в семитомной архитектурной энциклопедии Барановского.

Новый, пожалуй, самый яркий этап в творческой биографии Лыгина начинается с переезда в Томск. В 1895 году он получает в Петербурге приглашение на должность архитектора при Томском управлении Средне-Сибирской железной дороги. Молодой, но уже опытный, полный сил и энергии архитектор с головой погружается в новую сферу проектной работы (гражданские объекты на Транссибирской магистрали), оттачивает мастерство на уже хорошо знакомых темах общественных зданий и культовой архитектуры.

Поражает размах проектной работы зодчего. Практически невозможно перечислить все здания, построенные К.К.Лыгиным в Томске. Среди наиболее известных: здание Окружного суда и Общественного собрания, Казенная палата, Коммерческое и женское Епархиальное училище, школа им.Пирогова и Спичечная фабрика “Сибирь”, частные дома Гадалова и Флеер, торговый дом Гадалова, аптека “Штоль и Шмидт” и многие другие здания. Без преувеличения можно сказать, что облик исторического центра современного Томска определяют произведения К.К.Лыгина.

Архитектор не ограничивался в своем творчестве только Томском. По его проектам построен ряд железнодорожных вокзалов на Средне Сибирском участке Великой сибирской магистрали от Новосибирска до Иркутска, в частности, вокзал в Красноярске, на ст.Тайга им построена прекрасная по своим пропорциям церковь (1895г.), в Новосибирске - дом закупсбыта (1920г.), в Ярославле - городской театр “Эрнани” (1909г.), собор Александра Невского в Новосибирске (1896-1899) и церковь в г.Петропавловске. Известно также, что по проекту К.К.Лыгина построен частный дом Ассанова в Бийске.

Наши теоретики долго мучаются над вопросом - есть ли региональные черты в зодчестве Сибири.

Мы не решились бы определять черты регионализма применительно к сегодняшнему дню, а вот оглядываясь на небывало интенсивные архитектурно-градостроительные процессы конца ХIХ - начала ХХ веков, можно утверждать, что именно в этот период ведущие сибирские архитекторы и, прежде всего К.К.Лыгин, своим творчеством создавали своеобразную сибирскую архитектуру. В фундаменте этого понятия: точный учет специфики природно-климатических параметров, умелое использование местных строительных материалов, сдержанность в декоративной обработке фасадов вне зависимости от использования стилей (модеры, неоклассика и т.д.).

Особую страницу в творческой биографии архитектора Лыгина занимает научно-педагогическая деятельность. С основанием Томского технологического института он с сентября 1900 года начинает работать нештатным преподавателем на кафедре архитектуры. С 1906г. архитектор Лыгин - штатный преподаватель по архитектурному проектированию и рисунку, а в 1924 году он утвержден в звании профессора.

Плодотворной научно-педагогической работе несомненно способствовала атмосфера подъема и устремленности в будущее, царившая в Томском технологическом институте в предреволюционные десятилетия ХХ века. Рядом с Лыгиным преподавали и активно проектировали такие крупные мастера, как архитекторы-художники П.Ф.Федоровский и В.Ф.Оржешко, гражданские инженеры Ф.Ф.Гут и Д.А.Крячков. В Томске только-только начинала складываться очень своеобразная архитектурная школа и лидером ее, несомненно, был архитектор К.К.Лыгин.

Революционные катаклизмы, потрясшие Сибирь в 1918-1921 гг., нанесли колоссальный урон процессу сложения сибирской архитектурной школы. Из архитектуры ушел заказчик. Архитектура без заказа не существует. В двадцатые годы начался исход ведущих архитектурных кадров из Сибири. Лыгин остался. И, думается, уцелеть ему и продолжать трудиться в эпоху разгула классовой борьбы помогла большая популярность среди томичей, высочайший и непререкаемый профессиональный авторитет.

В 1930 году К.К.Лыгин выходит на пенсию, но с 1931 года и до конца своих дней (7 мая 1932 года) он продолжал работать со студентами, передавая им свой огромный профессиональный опыт архитектора и жизненный опыт великого труженика и творца.

Примечание Б.Кадикова, старшего научного сотрудника музея:

По данным члена Союза архитекторов, кандидата искусствоведения из Академгородка В.Зайцева своеобразной визитной карточкой практически всех работ архитектора К.К.Лыгина является наличие беседки на территории каждого проектируемого им сооружения.

Подобный “фирменный знак” имеется и во дворе дома купца Ассанова в Бийске (ныне краеведческий музей им.В.В.Бианки). Изящная деревянная беседка постоянно напоминает: автор проекта этого здания - К.К.Лыгин.

                                                                                                                                      А.Долнаков
                                                                                                             архитектор, г.Новосибирск

По материалам Историко-публицистического альманаха «Краеведческий вестник» №6, 1998г.

Историко-публицистического альманаха «Краеведческий вестник»
Исторический отдел