Здравствуйте, Гость Войти:
Бийский музей
им. В.В. Бианки

Иван Данилович Лущай

инструктор-летчик Бийского аэроклуба в 1934-1938 гг.

Биография

В 1930–ые гг. в СССР начинается ускоренное развитие армии, авиации и флота. Ведущие страны, в том числе и Советский Союз, начинают готовиться к большой войне. Военные теоретики заявили, что эта война будет «войной моторов», поэтому  руководство СССР уделяет усиленное внимание развитию авиации и бронетанковых сил. Потребность в летчиках возрастала с каждым годом. Для подготовки кадров будущих курсантов летных школ, чтобы потом можно было ускорить их обучение, в стране создается сеть аэроклубов, в которых молодежь получала теоретическую подготовку и училась летать на самолете У-2 (По-2), который был основным учебным самолетом в аэроклубах и летных школах (в начале обучения). Осенью 1934 г. аэроклуб создается в г. Бийске.

Лущай Иван Данилович стоял у истоков Бийского аэроклуба вместе с Инкиным Яковом Ивановичем и Чекуровым Георгием. О ранних годах жизни Ивана Лущая, нам, к сожалению, ничего не известно. С 15 марта 1930 г. он работал слесарем в механическом цехе Гурьевского металлургического завода «Кузнецкстрой». 12 июня  1930 г. И.Д. Лущай взял справку с места работы «Для предъявления в...» (место предъявления не указано). Возможно, это были какие-то курсы ОСОАВИАХИМа. Во всяком случае,  в скором времени Иван Лущай пойдет именно по этой линии.

В 1930 г. в г. Новосибирске создается первая Сибирская школа пилотов ОСОАВИАХИМа для подготовки кадров массовых военно-технических профессий (летчиков, парашютистов, планеристов, моделистов). С 1933 г. школа стала называться «Школой летчиков Западно-Сибирского края». В августе 1934 г., после окончания Западно-Сибирской Краевой  школы пилотов, в которой И.Д. Лущай учился вместе с Я.И. Инкиным, он был направлен для дальнейшей работы в Бийский аэроклуб в качестве инструктора-летчика. Именно Иван Лущай привел первый самолет У-2 предназначенный для аэроклуба в г. Бийск в День авиации 18 августа 1934 г. 

Прибыв в г. Бийск, И.Д. Лущай,  вместе с Я.И.  Инкиным и Г. Чекуровым (инструктором-планеристом), провел большую работу по изысканию средств (в виде членских взносов вступающих в аэроклуб и спонсорской помощи физических и юридических лиц) для расширения самолетного парка: «тов. Лущай не считался ни с какими трудностями, любое задание выполнял точно, аккуратно. Большую работу провел по мобилизации средств на приобретение самолетного парка, благодаря чего за короткий срок  в течение 3-х месяцев самолетный парк стал достаточным для нормальной работы аэроклуба»[1]. Вначале 1935 г. в Бийском аэроклубе было уже три самолета У-2 на которых инструкторы-летчики, в том числе и Иван Лущай, совершали агитационные полеты и обучали курсантов[2]. За период с 1934 г. по сентябрь 1938 г. И.Д. Лущай сделал три выпуска и подготовил несколько десятков пилотов с хорошими показателями.  Работать приходилось много, не считаясь с затратами    времени и сил. Самолету Ивана Лущая решением Бийского ГК ВЛКСМ было присвоено звание «комсомольский экипаж» за то, что он работал без аварий и поломок. В декабре 1937 г. И.Д. Лущай был назначен начальником летной части, что значительно увеличило его ответственность  и расширило круг обязанностей. В течение пяти лет Ивана Лущая избирали комсоргом аэроклуба. Из характеристики данной ему 11 февраля 1939 г., Я.И. Инкиным, бывшим  в то время  начальником  Бийской конторы ТЭК Томской  жел. дороги,  следует, что И.Д. Лущай был хорошим курсантом во время учебы в летной школе и образцово выполнял свои обязанности,  работая в Бийском аэроклубе, за что был премирован 9 раз руководством аэроклуба. Пользовался авторитетом среди курсантов. В быту замечаний не имел[3].

Вскоре Ивана Лущая переводят из Бийска. На фотографиях выпусков 1939 г. его уже нет.

Среди документов БКМ имеется характеристика, выданная ему в семипалатинском аэроклубе в 1940 г. (к сожалению, точная дата не указана), но в ней говорится, что с 1939 г. И. Д. Лущай работал в Семипалатинском аэроклубе инструктором-летчиком, а в 1940 г. уже командиром звена и проявил себя за это время с положительной стороны[4 и фото рядом].

Возможно, что Лущая перевели из Бийского аэроклуба в Семипалатинский, после того как с ним произошла какая-та история связанная с работой в аэроклубе или личной жизни. Основанием для раздувания дела могли послужить доносы заинтересованных в чем-то людей (скажем в том, чтобы его убрать с занимаемой должности – аэроклуб довольно быстро рос). Одна фраза в характеристике И.Д. Лущая, составленной Я.И. Инкиным, показывает, что это предположение более чем вероятно: «Считаю со своей стороны, что материал в отношении тов. Лущай составлен неправильно, имеет клеветнический характер»[5]. Эту характеристику подтверждает другая, данная Ивану Лущаю выпускником Бийского аэроклуба В.С. Обертышевым. По-видимому, то, в чем обвинялся Лущай, не подтвердилось, но Ивана  Даниловича решили убрать «от греха подальше» и перевели в Семипалатинский аэроклуб.

После начала Великой Отечественной войны Иван Лущай, как и большинство других инструкторов-летчиков аэроклубов страны,  был мобилизован. Из справки, выданной 15 июля 1943 г. Татьяне Ивановне Лущай, мы узнаем, «…что ее муж, старший лейтенант Лущай Иван Данилович, действительно служил в войсковой части почтовый № 42955 в должности командира отряда учебной авиаэскадрильи. Исключен из списков части ввиду его смерти происшедшей  13 мая от туберкулеза легких в госпитале № 4063»[6]. Умер И.Д. Лущай  в г. Перми. 

Бийский аэроклуб за время своего существования (1934 -1941 гг.) дал путевку в небо нескольким сотням молодых людей. Среди его выпускников немало летчиков, и не только летчиков,  героически защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны. И в их подготовку внес свой весомый вклад инструктор-летчик Иван Данилович Лущай.

Примечания:

[1] Характеристика Лущая И.Д. от Инкина Я.И. составленная 11.02.1939 г. / БКМ. Фонды. Оф 5700. С.2

[2] См. фото справа. Инструкторы-летчики Лущай И.Д, Грошев В.С. и выпускник аэроклуба (1935 г.)  Обертышев В.С. на фоне самолета У-2.

[3] Характеристика Лущая И.Д. от Инкина Я.И. составленная 11.02.1939 г. / БКМ. Фонды. Оф 5700.

[4] Характеристика  Лущая И.Д. из Семипалатинского аэроклуба. 1940 г. / БКМ. Фонды. Оф 5718.

[5] Характеристика Лущая И.Д. от Инкина Я.И. составленная 11.02.1939 г. / БКМ. Фонды. Оф 5700. С.3.

[6] Справка жене военнослужащего гр. Лущай Татьяне Ивановне / БКМ. Фонды. Оф 5721.  Приложение

Писатель:В.Д. Андреев
Научный сотрудник, Отдел фондов