Здравствуйте, Гость Войти:
Бийский музей
им. В.В. Бианки

4. Гэ Хун

Кратко

Обозначая разнообразный спектр алхимических снадобий и методик, Гэ Хун, тем не менее, выказывает себя сторонником астрологического детерминизма. «Предопределенность долгой или короткой жизни, - пишет он, - по сущности своей зависит от того, под какими звездами произошло первичное получение пневмы и зачатие плода. Небесное Дао-Путь пребывает в недеянии, и вещи существуют в своей спонтанной самоестественности: для него нет ни близких, ни дальних, нет ни своих, ни чужих. Если судьба человека предопределена звездой жизни, то такой человек непременно будет любить путь бессмертных. А любящий путь бессмертных будет искать его и непременно обретет. Если судьба человека предопределена звездой смерти, то такой человек не будет верить в путь бессмертных. А не верящий в путь бессмертных не будет заниматься такими делами, как самосовершенствование. То, что человек любит, и то, что ему не нравится, зависит от того, что им получено, и Небо никоим образом неспособно чего-то лишить его, что-то изменить в нем, чем-то наделить его или что-то отнять у него». [1]

Здесь определённо прослеживается контаминация с известным пассажем из Брихадараньяка-упанишады о двух путях – «пути богов» и «пути предков». Первый – путь восхождения от земли через солнце в миры Брахмана, второй предполагает после достижения Луны возвращение на Землю, и следующие этому пути, таким образом, «совершают круговращение», а те, кто этих путей не знает, становятся – вследствие самого своего неведения – насекомыми, мотыльками и кусающимися тварями. Заметим, что влияние Луны на циклы материального бытия было известно в Китае, как и в Индии с глубокой древности. Поэтому то главной «лабораторией», где приготавливался эликсир бессмертия у китайцев была избрана именно Луна! Китайцы верили, что на луне живёт белый кролик, владеющий тайной эликсира и изготовляющий его время от времени для избранных.

В заключении, как бы намекая на ещё одну тайну бессмертных, Гэ Хун пишет: «Каноническая книга бессмертных гласит: «У всех бессмертных зрачки квадратные». [1]

Символом Неба, повторяющегося цикла времен, как сказали бы буддисты, Сансары в Древнем Китае стал круг. Символом же Земли, прочности и неизменности – квадрат, как это указывается в трактате «Ли Цзи».

В иранской мифологии, к примеру, форму квадрата имела Вара – обитель праведников, сооружённая первопредком Йимой в стране Арьяна Вэджа.
Но есть и ещё один аспект, связанный со зрачками – квадратность зрачков в животном мире наблюдается у коз и у многих других представителей копытных, сакральный статус которых подтверждается многочисленными петроглифами по всей территории Евразии.

Китайский иероглиф, означающий бессмертного отшельника и иероглиф обозначающий козла в своём написании имеют общий иероглиф «шань» - то есть «гора». В свою очередь иероглиф «Ян» - козёл и иероглиф «Дао» в своём первичном варианте написания также имеют общую составляющую – иероглиф «сань», изображающийся в виде трёх горизонтальных линий. 

В значении «козёл» три линии «сань» объединёны одной вертикальной с небольшими роговыми выступами сверху. Сочетание же «сань» с иероглифом «юань» - голова, или же «тянь» - небо, даёт, соответственно, значение понятия «Дао». 

Иероглиф «шань» имеет форму трезубца, очень напоминающего трезубец Бога Шивы. Роберт Бир, автор «Энциклопедии тибетских символов и орнаментов» отмечает, что в эзотерической традиции кашмирского шиваизма три зуба трезубца означают три главных энергетических канала в человеческом теле, которые согласно Гухьясамаджи-тантре именуются как авадхути, или сушумна-нади, ида-нади и пенгала-нади. [5]

Начало