Здравствуйте, Гость Войти:
Бийский музей
им. В.В. Бианки

Скульптура «Давид и Голиаф»

Кратко
20 мая 2020 г.

В настоящее время интерьер экспозиционного зала «Культурные и торговые связи бийского купечества с Монголией и Китаем», который мы для краткости обычно называем «Купеческая комната», украшает настольная бронзовая скульптура «Давид и Голиаф».

Все мы знаем мраморную статую Давида работы великого Микеланджело, установленную на площади Синьории во Флоренции.

Юноша готовится к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Брови грозно сдвинуты, в них читается нечто устрашающее. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его левая рука.

В нашей же скульптуре показан финал этой захватывающей схватки между гигантом филистимлянином и помазанником божиим: лицо юноши спокойное и умиротворённое – враг побеждён. В правой руке праща, но уже разряженная, левая нога горделиво покоится на голове мёртвого гиганта.

История царя Давида, имя которого переводится с иврита как «Возлюбленный», хорошо описана в библейской книге Царств.

Давид был младшим из восьми сыновей Иессея —вифлеемлянина из колена Иуды, правнуком Боаза и моавитянки Руфи.

Он был белокур, красив, румян, силён, красноречив и хорошо играл на лирах. Будучи пастухом (он пас овец своего отца), Давид показал себя человеком надёжным и смелым. Когда Яхве отверг царя Саула за непокорность, Он послал пророка Самуила (Шмуэля) помазать Давида в присутствии его отца и братьев как будущего царя. С помазанием на Давида снизошёл Дух Божий и почивал на нём (1 Цар. 16:1—13).

Поступив ещё юношей на службу к царю Саулу, он должен был участвовать в той самой битве с филистимлянами, где воочию и проявилось благоволение Яхве к своему помазаннику.
«И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он — шести локтей и пяди.

Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его — пять тысяч сиклей меди; медные наколенники на ногах его, и медный щит за плечами его; и древко копья его, как навой у ткачей; а самое копье его в шестьсот сиклей железа, и пред ним шел оруженосец.
И стал он и кричал к полкам Израильским, говоря им: зачем вышли вы воевать? Не Филистимлянин ли я, а вы рабы Сауловы? Выберите у себя человека, и пусть сойдет ко мне; если он может сразиться со мною и убьет меня, то мы будем вашими рабами; если же я одолею его и убью его, то вы будете нашими рабами и будете служить нам.

И одел Саул Давида в свои одежды, и возложил на голову его медный шлем, и надел на него броню. И опоясался Давид мечом его сверх одежды и начал ходить, ибо не привык к такому вооружению; потом сказал Давид Саулу: я не могу ходить в этом, я не привык. И снял Давид все это с себя.
И взял посох свой в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в пастушескую сумку, которая была с ним; и с сумою и с пращою в руке своей выступил против Филистимлянина.

Выступил и Филистимлянин, идя и приближаясь к Давиду, и оруженосец шел впереди его. И взглянул Филистимлянин и, увидев Давида, с презрением посмотрел на него, ибо он был молод, белокур и красив лицом.

И сказал Филистимлянин Давиду: что ты идешь на меня с палкойи с камнями? разве я собака? И сказал Давид: нет, но хуже собаки. И проклял Филистимлянин Давида своими богами.

И сказал Филистимлянин Давиду: подойди ко мне, и я отдам тело твое птицам небесным и зверям полевым. 

А Давид отвечал Филистимлянину: ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил; ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам труп твой и трупы войска Филистимского птицам небесным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле; и узнает весь этот сонм, что не мечом и копьем спасает Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши.

И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицем на землю.
Так одолел Давид Филистимлянина пращою и камнем, и поразил Филистимлянина и убил его; меча же не было в руках Давида.

Тогда Давид подбежал и, наступив на Филистимлянина, взял меч его и вынул его из ножен, ударил его и отсек им голову его; Филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали».
[Первая книга Царств.] 

Первая книга Царств

Вот этот эпизод и запечатлён в скульптуре, которая, кстати, попала в музей по завещанию известного бийского коллекционера Михаила Павловича Потарского (1903-1970). Завещание № 1-762 от 26 февраля 1968 года.

Но как же такая вещь могла оказаться у самого М.П.Потарского?

На этот счёт есть интересное предположение, что скульптура могла быть вывезена из Германии сразу после окончания Второй Мировой войны.

На эту мысль наводит клеймо на шее поверженного Голиафа:«F. KLIMSCH».

Это клеймо известного немецкого скульптора Фрица Климша (FritzKlimsch).

Фриц Климшбыл младшим братом известного в Веймарской республике художника Пауля Климша. Он родился 10 февраля 1870 года во Франкфурте-на-Майне в семье художников. Образование получил в Берлинской Королевской академической высшей школе изобразительных искусств.

С 1912 года Климш состоял членом Прусской академии искусств, а с и 1916 года — её сенатором. С 1921 года до своего ухода на пенсию в 1935 году он также являлся профессором Объединённых государственных школ Берлина.

Фриц Климш никогда не был членом Нацистской партии, но, тем не менее, вошёл число 12-ти лучших художников и скульпторов Третьего рейха.

Fritz Klimsch

В период нацистской диктатуры Климш прославился скульптурными бюстами Эриха Людендорфа, Вильгельма Фрика и Адольфа Гитлера, заслужил особую похвалу Йозефа Геббельса.

Но не будем судить строго художника. Обстоятельства бывают иногда выше нас, и истинную правду об ужасах нацистского режима многие немцы узнали только после войны, после Нюрнбергского процесса.

После крушения рейха семья Климша на некоторое время перебираются в Зальцбург, на родину Моцарта, но вскоре возвращаются в Германию.

Умер Фриц Климш в 1960-м году почётным гражданином Фрайбурга-им-Брайсгау. Незадолго до своей кончины он был также награждён орденом «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия».

Так что, волне можно предположить, что наш Давид попал в Бийск именно как военный трофей.

Ерошкин Дмитрий Васильевич
Ст. научный сотрудник, Исторический отдел